УАЗики. Поездка на Каракольские озера.

Каракольские озера - одно из самых популярных мест в Чемальском районе Республики Алтай. Многие турбазы имеют в своем списке экскурсионок одно- и двухдневные походы на Караколы. Объясняется это просто - там по-настоящему красиво! Этот кусочек хребта Иолго выделяется из остального пейзажа своими скалистыми цирками над верхними озерами, большим снежником, который не успевает растаять за лето, добавьте сюда чистую воду озер, кедровую тайгу, отсутствие назойливых насекомых. Недостаток, по большому счету, один - в сезон там много людей.

Каракольские озера летом

Мы с Алексеем были на Караколах, уже кажется, несчитанное количество раз. Там был наш самый первый поход в 2003-м году, когда мы были еще полными чайниками. В 2011-м году в начале лета мы там, развалившись на ковриках у костра, обсуждали наши летние планы, работу над сайтом, тонкости и проблемы организации наших походов. И тогда уже родилась мысль заехать сюда на своих УАЗиках. Так было положено начало нашей поездки в горы...

Наступила осень, в октябре мы все чаще вспоминали нашу идею поездки и по-немногу начали готовиться. А готовиться было к чему!

На Каракольские озера есть дорога, которая начинается из урочища Соргат, но летом она проезжа только для авто типа ГАЗ-66 или ЗИЛ-131, ну и для подготовленных внедорожников, наверное, если везет с погодой. Грязи там много, она жирная, колея, по большому счету одна и размешана грузовиками. Набор высоты тоже приличный, постоянно вверх, лишь у самых озер дорога выполаживается. На наших УАЗиках без грязевой резины и на обыкновенных мостах, соваться туда было большой авантюрой. И именно поэтому мы ждали ноябрьских праздников в надежде на то, что земля подмерзнет, а снега выпадет не очень много.

К нашим двум машинам присоединился еще дружественный экипаж на Suzuki Jimny. Так мы собрали с собой еще близких друзей-туристов, взяли с собой всяческого off-road снаряжения и поехали.

suzuki jimny на Караколах

Кстати про сняряжение. Мы взяли почти все что могло пригодиться в штурме бездорожья - тросы, ручные лебедки, лопаты, лом, доски, трапики, реечный домкрат. Многое пригодилось :) Отдельная история - цепи на колеса. Как мы и правильно предполагали, без них там делать было нечего. Хватило по одной паре на машину, мы с Алексеем надевали их на передние колеса, Дима на свой Jimny - на задние.

Конечно же, подготовили машины - проверили все системы и устранили проблемы. Непосредственно перед поездкой у меня рассыпался подшипник в рулевом редукторе и спустило заднее колесо. Пришлось до полуночи лежать под машиной, меняя рулевой редуктор и ночью искать по городу круглосуточную шиномонтажку. Все удалось.

Ну наконец-то старт. Ранний выезд из Бийска, без особых проблем доезжаем до села Эликманар (около 200 км), закупаемся недостающими продуктами вроде хлеба, сворачиваем с Чуйского тракта на гравийку и за селом устраиваем небольшой перекус.

Надо сказать, что мы очень хотели заехать на озера в первый день, но были готовы и к тому, что бездорожье нас задержит на продолжительное время.

По знакомой дороге, неторопясь, едем к началу подъема. Не сказать, чтобы дорога там хорошая, но на УАЗиках пофигу. Постоянные лужи с разломаным льдом, броды, мосты, подтаявшая грунтовка. Нормально, ползем.

УАЗик 31512

Первым застрял я. На довольно безобидном месте, объезжал лужу по гребням колеи грузовиков, свалился с нее и крепко сел мостами. Конечно, это вызвало много эмоций у всех. ведь за этим мы и ехали - поджиповать. Наперебой рождались варианты спасения УАЗика - толкнуть/дернуть вперед-назад, давайте лебедкой, напихаем досок под колеса, "да он сам выедет" и т.д. Проезжающий грузовик тоже предлагал помощь. В общем, помог hi-jack (реечный домкрат) и несколько досок. Также выяснилось, что у меня не работает передний мост - "съело" левый хаб. Но и к этому мы были готовы, соответствующие запчасти были предусмотрены.

Через несколько километров Jimny порезал об острый камень шину, пока ребята меняли колесо (запаска была немного меньше, чем остальные колеса и совсем не грязевой), я воспользовался ситуацией и заменил хаб (это такая штучка на колесе, которая включает/отключает колесо к мосту). Мой джип снова стал джипом! Дальше без особых приключений доехали до Соргата, откуда сразу же начали подъем.

Набрав немного высоты, выехали на более-менее ровную полку и занялись обуванием колес в цепи. Далее по очереди преодолевали подъем, Лешка первый, я второй, Диман третий. Связь между машинами по рации.

Машины на цепях просто творили чудеса, карабкались в кручу, заползали на камни, преодолевали совершенно ужасные канавы и бревна. Наиболее крутая первая часть подъема, часто попадаются большие камни, некторые из них невозможно объехать. Вот на одном таком мы затормозились. Лешка прошел первым, следом ехал я, думал, смогу проскочить, но зацепился раздаткой за высокий и широкий камень - просто большая ступенька на дороге. Стало разворачивать машину поперек, но вовремя остановились. По рации передали, что задерживаемся, попробуем своими силами выбраться. Штурмана за руль, и потихонечку, по 10 сантиметров вперед-назад удалось выровнять машину и проскочить этот участок дороги. Помяли крыло, бампер, противотуманка стала смотреть в небо - но не беда, весной все-равно предстоит большой ремонт, поэтому машину было не жалко. Почти ;)

Преодоление канавы

Следующий спецучасток представлял месиво из глубоких колей грузовиков, с уклоном дороги вниз и вправо. Лешка долго елозил по нему вперед-назад, едва не опрокидывая буханку (что хотя, было достаточно безопасно, падать ей особо было некуда). Решили остановиться и подумать, как ехать дальше. Достали ломы, лопаты, бензопилу, натаскали бревен, веток, за 20 минут сравняли немного рельеф. Уазики пробрались без проблем.

Вот Jimny пробирался через эту канаву чуть дольше, т.к. цепи на задних колесах прекрасно толкали маленькую машину вперед, но вот передние колесе не очень цеплялись, поэтому пришлось тут помочь руками вытолкнуть его наверх.

Немного погодя нас ждало новое препятствие, которого мы опасались заранее. Большая лужа, в которой по рассказам наших друзей, летом на мостах сидел ГАЗ-66. Ну делать нечего, объездов не существует, Алексей смело ныряет на своей буханке в лужу, которая предательски заметена снежком. Лед ломается, воды до порогов, но УАЗик отчаянно рубит цепями лед толщиной 5-7 сантиметров. Так, откатываясь и разбегаясь, не без помощи народа, который руками и лопатами выгребает из колеи особо крупные льдины, удается проехать ее. Следом я проезжаю с первого раза и без проблем. Вот с Suzuki Jimny немного задержались - все-таки цепи на передник колесах в данном случае эффективнее, к тому же машина ниже, чем УАЗ. Диману удается проехать половину лужи, где он нагребает бампером перед собой лед и встает. Принимаем правильное решение - цепляем к нему веревку и мужиками с легкостью вытягиваем джип из лужи.

Ну а дальше уже проще - дорога выравнивается, что очень кстати, т.к. тормоза очеь плохо выполняют свою функцию - намокли и обледенели колодки, приходится тормозить двигателем и уповать на ручник. Лес становится реже, снега здесь гораздо больше, чем внизу, кое-где УАЗики ныряют в снежные переметы по бампер, но цепи... Цепи это сила.

Еще одна проблема - в снегу попадаются крупные камни, об которые мы ободрали все мосты и раздатку. К счастью, без последствий.

Экипаж Jimny отстал, на рацию не отвечал, как оказалось, они сели на камень, на помощь к нему выехал УАЗик с моим штурманом за рулем, а все остальные в то время были уже внизу у базы, расположенной на самом большом, пятом по счету, озере. На базе никого, кроме сторожа, с которым договорились о проживании и бане.

Вскоре все машины были на стоянке, и это был момент радости и даже неверия того, что нам удалось своим ходом заехать сюда за один день! Ура!!!

Растопили печь в домике, приготовили ужин и вечер прошел за приятными дружескими разговорами под чай, сок, текилу, коньяк и другие благородные напитки.

На следующий день после отсыпа, плотного завтрака мы собрались прогуляться на перевал Багаташ, высота которого за 2000 м, чтобы сверху обозреть все семь озер. Наверху, выше зоны леса традиционно свирепствовал ветер, поэтому не особо задерживаясь, после обзора и фотографирования мы пошли вниз, в конце концов, чего мы там не видели? :)

На перевале Багаташ

панорама хребта Иолго

Между прочим, с перевала была видна Белуха, что бывает не очень часто.

По дороге вниз каждый насобирал кедровых шишек, которые в изобилии лежали под каждым кедром. Даже сейчас я пишу эти строки, а шишки еще не дощелканы.

Вечером вкусный ужин и просто адская баня. Каменка вместе с парилкой была разогрета до такой температуры, что там даже находиться сначала было невозможно. Просто ядерный реактор. Пришлось долго запускать холодный воздух, чтобы в парилке стало нормально. В общем, местный банщик переборщил с дровами, толи из доброты душевной, толи наоборот :)

Утром третьего дня пока народ собирал вещи, готовил еду и наводил порядок, мы прогревали машины, откалывали лед с тормозных шлангов, мостов, колесных арок, подтягивали цепи.

Спуск прошел по той же дороге, без особых приключений. Все лужи, правда, снова замерзли, но едущий первым Алексей легко его разломал. В конце спуска пришлось немного дернуть Jimny, ну и как обычно, уже внизу, мне показалось, что корячиться через небольшой бугорок неинтересно, и объезжая его, я завалился в колею с жидкой грязью. на помощь подошла буханка, которая легко выдернула меня из грязи.

Впереди нас ждала дорога домой по асфальту, неторопясь, к вечеру мы прибыли в Бийск.

Впечатлений осталось море, мы получили хороший опыт и теперь можем поставить галочку и сказать - да, мы сюда заехали сами!

Александр.